Хельсинский метрополитен является единственным в Финляндии, а также наиболее северной системой метрополитена в мире. С помощью метро центр города соединяется с густонаселенными районами, расположенными в его восточной части. Оно было открыто в августе 1982 года после 27-летнего планирования. Его обслуживанием занимается компания HKL.
Строительство Хельсинского метрополитена ведет свой отсчет от 1969 года. В 1971 году были сооружены перегон до станции «Herttoniemi» и электроодеяло Roihupelto. Возведение первого участка было завершено в 1977 году, но движение по нему было открыто только спустя пять лет, в июне 1982 года между станциями «Hakaniemi» и «Itӓkeskus» (с промежуточными станциями «Siilitie», «Herttoniemi» и «Kulosaari»). В это время метрополитен работал только в час пик. Спустя месяц линию продлили до железнодорожного вокзала, а еще через месяц состоялось ее официальное открытие. Позже систему продлили на восток, образовав вилочное разветвление, а также на запад. Кроме этого на первом пусковом участке открылись «пропущенные» промежуточные станции, последней из них, 17-й по счету, была введена в 2007 году станция «Kalasatama». В планах на будущее – продление линии в западную сторону за пределы Хельсинки к городу-спутнику Эспоо, а также к столичному аэропорту, что даст возможность добираться на данном транспорте в оба хельсинских аквапарка. Согласование строительства заняло более 10 лет.
Открывается метрополитен около 5:30 утра, а завершает работу в 23:00 – 23:30 (это зависит от дня недели и направления). Общая длительность поездки по линии – 23 минуты. На отрезке «Ruoholahti» (Руохолахти) – «Itӓkeskus» (Итякескус) поезда следуют через каждые 5 минут, а в час пик – через 4 минуты. На разветвленных участках «Itӓkeskus» – «Vuosaari» (Вуосаари)/«Mellunmӓki» (Меллунмяки) интервал движения составляет 10 минут, а в час пик – 8 минут. В хельсинском метро есть много наземных станций. Кроме привычных для россиян эскалаторов, здесь действуют и лифты. Есть и другие отличия: на станциях нет турникетов; платформа от вестибюля отделяется условной желтой чертой, проведенной на полу. Для бесплатного проезда здесь теоретически нет никаких препятствий, но если контролер обнаружит отсутствие билета, то он пассажиру-нарушителю выпишет штраф.
На каждой из станций поезда делают остановку, названия станций объявляются и на финском, и на шведском языках (оба эти языка здесь являются государственными). Исключением является станция «Rautatientori» (Рататентори), на которой объявление произносится и на английском языке – «Central Railway Station». А на станции Kajsaniemi (Кайсаниеми) объявление звучит лишь один раз, потому что фонетически это слово совпадает в обоих языках, признанных государственными. Станции, наиболее востребованные у туристов:
Для метро не предусмотрен отдельный билет. На территории всей финской столицы действует единый проездной для поездок в автобусе, трамвае, метро, а также на пароме до крепости Суоменлинна. Приобрести проездной можно на станциях метро в специальных автоматах или в сервисных точках. При этом билеты бывают разными: одноразовый действует только в течение часа, предусмотрены билеты на 2 часа, на один или несколько дней. Войдя в вагон, проездной билет необходимо приложить считывающему устройству.
Предусмотрен и еще один способ оплаты – при помощи туристической карточки Helsinki Card. Имея ее, можно бесплатно перемещаться по Хельсинки на любом из видов общественного транспорта. Время действия карточки – 24, 48 или 72 часа. Кроме бесплатного проезда карточка дает бесплатное посещение основных достопримечательностей и ряд других привилегий.
Стоимость билетов:
Если покупать у водителя, то выйдет немного дороже.
К концу строительства Западной ветки метро, в конце 2014 года, по ней будет пущен первый поезд. Для этого испанской компанией Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles S.A.будет произведено и поставлено два десятка новеньких метропоездов. На полную мощность ветка начнет работать в 2015-16 годах. В каждом из поездов будет по четыре вагона, рассчитанных на 576 пассажиров. Сквозные составы позволят пассажирам перемещаться из вагона в вагон без затруднений.